Няшный шпион Эдди
- Юрий Енцов
- 5 мар. 2015 г.
- 3 мин. чтения
Вышла долгожданная книга про человека, похожего на Эдварда Сноудена
Успешный адвокат, энергичный и авторитетный общественный деятель, Анатолий Кучерена вот-вот станет мегапопулярным писателем. Донцова с Марининой, Акунин с Перумовым строчили-строчили свои романы, но все они остались для внутреннего пользования. А вот взялся за перо Анатолий Григорьевич и играючи их всех победил – еще до того как его роман «Время спрута» вышел в свет книга на корню куплена Голливудом и сам великий Оливер Стоун будет снимать по ней кино.
А просто надо знать, про что писать. Анатолий Григорьевич знает. Вот как он сам рекомендует себя в своем первом, но, будем надеться, не единственном художественном романе:
«Ему вообще невероятно везло – с самого начала его адвокатской карьеры «доверители» (так он почему-то называл своих клиентов) неизменно оказывались героями каких-то невероятных приключений: преуспевающий медиамагнат, задержанный при попытке вынести коробку из-под ксерокса, в которой находилось около миллиона долларов, из правительственной резиденции; бывший министр юстиции, чьи фотографии в интерьере сауны в компании обнаженных девиц одно время заполняли российские таблоиды; жена оппозиционного генерала – депутата российского парламента, как-то очень кстати, по версии следствия, застрелившая из пистолета своего мужа как раз в канун тщательно подготовленного ми военного переворота, - подобных сюжетов хватило бы на десяток «триллеров».
И шпионские вопросы Анатолию Григорьевичу не вовсе чужды. Напоминаем, что в самом конце девяностых, начале нулевых Кучерена защищал сумасшедшего писателя Платона Обухова, служившего по дипломатической части. Писатель загремел по «шпионскому» делу - его обвинили в сотрудничестве с британской разведкой. Стараниями адвокатов Обухов был признан невменяемым, направлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику. А потом и вовсе выписан для прохождения амбулаторного лечения на дому. И злорадствовать по этому поводу не надо, поскольку шпионажа скорее всего не было, а было легкомысленное отношение к литературе – не надо называть главного злодея именем противного начальника. Хотя иногда очень хочется.
И вот теперь профессор, доктор юридических наук и сам заделался беллетристом. Роман – не документальный. Собственно говоря, про Эдварда Сноудена там написано всего только раз – на задней странице обложке. И на первой странице – красавчик Сноуден. А сам роман - не про Эдварда, а вовсе даже про некоего Джошуа Колда. Но все перипетии очень похоже на то, что происходило со Сноуденом: разоблачение, побег, остановка в транзитной зоне аэропорта. Но вместо Сноудена – Колд, вместо Джулиана Ассанджа какой-то Аугусто Кассаннджи, а вместо «Викиликса» «Микиликс».
Кучерена по его словам долго сомневался стоит или нет писать эту книгу. Но его со всех сторон побуждали это сделать: голливудские и европейские режиссеры со сценаристами. Бывшие сотрудники АНБ и ЦРУ, приехавшие встретиться со Сноуденом, да и он сам был непротив. К тому же адвокат общался с отцом прототипа своего героя, с его девушкой. Не мог не написать.
Для автора прототип его героя – эталон человека с принципами. Несомненно, Герой с большой буквы, так как немного встречается людей, которые способны бросит вызов мощнейшей американской спецслужбе. Опять же герой одиночка, как этого требуют законы жанра. Были и другие перебежчики Вильям Мартин, Бернон Митчелл и Виктор Гамильтон в шестидесятые годы прошлого века, Все они были возмущены повальной слежкой и хотели донести свое мнение до человечества, но глупое человечество их не заметило.
По мнению адвоката, которому необходимо найти в своем доверителе что-то симпатичное, для Сноудена - очень важно было работать в рамках закона. После того, как он понял, что в АНБ (Агентство национальной безопасности) нарушается не просто закон, а конституция США, попираются права и свободы американцев, не говоря уж про всех прочих, он работать уже не мог. В нем, в его душе долго боролись правила корпоративной солидарности и общечеловеческие нравственные законы. Вторые победили. Кстати в американской конституции прямо указано, что американец имеет право посягать на власть, в том числе и с оружьем в руках, если эта власть нарушает законы.
Эдвард Сноуден «виртуальный человек». Ему подарили компьютер в два годика. С тех пор он живет в этом мире и прекрасно освоил его. Он имеет право заявить, что тотальная слежка за людьми направлена не только и не столько на борьбу с терроризмом, сколько на получение своего рода инсайдерской информации о действиях людей, действующих и даже может быть будущих политиков.
Сноуден ничего не заработал, передав журналистам имеющуюся у него информацию – тоже факт, заслуживающий уважения. Еще и потому, что больше всего зарабатывают, в конце концов, как раз бессребреники.
Так что книжка нужная, важная своевременная. Ну что с того, что тем, кто очень любит выверенную, изящную Набокова, или скажем необычный слог Платонова, роман может показаться написанным немного небрежно, Кучерена ведь не «мастер слова». Он мастер дела - уголовного. Во всяком случае, написано не хуже, чем «Цифровая крепость» Дэна Брауна, роман так же посвященный АНБ. И написано же не красоты ради, а пользы для. Пользы там компетентные люди найдут для себя много и станут еще компетентнее.
Юрий Енцов