top of page
Поиск

«Автобус Оптимизма» Дарьи Донцовой.

  • Фото автора: Юрий Енцов
    Юрий Енцов
  • 20 мая 2014 г.
  • 5 мин. чтения

Этот яркий автобус, на котором красовались рядом знаменитая писательница и ее улыбающийся мопс, принадлежит библиотеке имени Анны Ахматовой, расположенной на западе Москвы. Каждый день автобиблиотека делает остановки в разных районах города, и москвичи могут ознакомиться с экспозицией, а также взять любую книгу любимого автора, – здесь работает команда библиотекарей. Передвижная библиотека, - она же выставочный зал, а также мобильный досуговый центр, - возит книги, рукописи, сувениры.

- В передвижной библиотеке – не только мои книги, выпущенные издательством «Эксмо», - рассказала Дарья Аркадьевна, - но и полка, которую назвали: «Любимые авторы Дарьи Донцовой». Это книги Александры Марининой, Татьяны Устиновой, Татьяны Поляковой, Олега Роя, – это мои любимые друзья, я читаю их книги. Если нам удастся поднять этот огромный библиотечный проект, то в таких автобусах будет все: и классика, и современные авторы, и поедут они по всей стране – планов громадье.

Как рассказала мне Ольга Орлова, директор Библиотеки имени Анны Ахматовой, передвижная библиотека - это европейская система. В той же Франции или Англии от деревни к деревне ездит библиотечный автобус. Там это заведено очень давно, и система отработана, у нас ее пока нет. Очень-очень давно в 70-е годы объединение "Москнига" делала нечто подобное, они пускали книгонош-офеней, которые ходили от деревни к деревне с огромными сумками.

- Когда-то мы называли сами себя «самой читающей страной в мире».

- Сейчас выросло целое поколение людей, которое вообще не знает, что такое библиотеки. Для того чтобы рассказать об этом, и нужны такие акции, как наша.

Часто издателей обвиняют в том, что они выпускают неинтересную литературу, и поэтому дети не читают. Дорогие мои, если в ваших домах нет ни одной книги, а вы сами держите в руках только программу телепередач, то и ваши дети не будут читать. Надо, чтобы ребенок видел родителей с книгой в руках, тогда он сам потянется к чтению.

Любовь к книгам нужно воспитывать с того момента, когда ребенок лежит в пеленках. Этому помогут красочные, замечательные детские издания, в которых не просто хороший текст, а еще и роскошные иллюстрации. А если мама скажет, что кое-что интересное можно получить не только из поисковой системы, но и из словаря или справочника, может быть, мы сумеем вернуть нашей стране титул самой читающей.

Те, кто много работают в интернете, понимают, что там очень много ошибок и глупостей. Если полностью полагаться на информацию, которая размещена в сети, то окажется, что у меня «левая нога деревянная». Такое сообщение я недавно про себя во «Всемирной паутине» прочитала. В справочниках, которые выпускаются под присмотром издательства, таких глупостей нет.

- Дарья Аркадьевна, давайте тогда уточним информацию из интернета, там написано, что вы были знакомы с Лилией Брик, а так же с женой Хрущева Ниной Петровной. Так ли это?

- Могила Никиты Сергеевича Хрущева находится на Новодевичьем кладбище около могилы моего отца, Аркадия Николаевича Васильева. Мы иногда там сталкивались с Ниной Петровной, знаете, - леечка, тряпочка, – так и познакомились. Общение было исключительно на этом уровне.

С Лилией Брик я, дочь писателя, встретилась на даче в Переделкино. Там была поляна, которую местные жители назвали «Неясная поляна», вокруг нее все гуляли. Нам задали в школе выучить поэму Маяковского, я ходила по этой поляне и зубрила, она никак не укладывалась у меня в голове. Учила я довольно громко и ко мне подошла женщина…

В Переделкино было много странных людей. Например, у нас был сосед академик, который спал, обмотавшись проволокой, привязанной к батарее, - заземлялся. Меня странные люди в детстве не удивляли. И вот ко мне подошла ярко-рыжая женщина в возрасте, выдрала у меня из рук учебник и спросила: «Что ты учишь?» Я ответила: «Такая нудятина!»

Книжка полетела в овраг, женщина схватила меня под локоть и сказала: «Я сейчас расскажу тебе всю правду о Маяковском!»

Она была такая зажигательная, яркая, я в нее сразу же влюбилась, поджидала, когда она выходила гулять. Иногда она со мной разговаривала. Рассказывала совершенно невероятные вещи, а не то, что мы изучали в школе. Я прибежала к Валентину Петровичу Катаеву, с которым дружили мои родители и, не зная, что Валентин Петрович великолепно знал и семью Бриков, и многих других литераторов, стала ему рассказывать. Он повернулся к своей жене Эстер Давыдовне и сказал: «Эста, похоже, девочка познакомилась с Лилей. Это надо прекращать».

У меня есть книга-биография «Записки безумной оптимистки», где описаны детство и юность.

- В ваших книгах совсем ничего нет про политику, отчего так?

- Трудно найти более аполитичного человека, чем госпожа Донцова. Я уверена, что политикой должны заниматься профессионалы.

Не знаю, говорил ли на самом деле Владимир Ильич Ленин о том, что «каждая кухарка должна управлять государством», я подозреваю, что эти слова вырвали из контекста. Так, например, было с Марксом, он сказал: «Религия - это опиум для народа, она облегчает ему его страдания». Опиум в те времена был болеутоляющим средством. Когда знаешь это, меняется смысл цитаты. Когда я была юной девушкой, на станции метро Маяковская висели слова Ленина: «Важнейшим из искусство для нас является кино». На самом деле полная цитата звучала так: «Сейчас, в момент тотальной безграмотности населения, для нас важнейшими из искусств являются кино и цирк». Так что я не знаю, как быть кухарке, мечтающей управлять государством, но я явно не хочу лезть в это дело.

- Как вам удается столько всего успевать?

- Я пишу по книге в месяц. Кроме того, веду передачи на радио и телевидении. Для того чтобы это успеть у меня, воспитанной в детстве немкой, сделан идеальный график. Ольга Рубис, мой замечательный бессменный редактор, иногда говорит: «Нельзя же, чтобы у тебя все было по графику, давай хоть раз из этого графика выпадем». Но я не могу себе этого позволить, если не напишу 25 страниц в день, у меня не получится книжки.

- Какая ваша любимая книга?

- Одна книга на всю жизнь для меня как православного человека - это Библия, но я ее постоянно не перечитываю. В детстве я любила книгу «Король Матиуш Первый» Януша Корчака - это потрясающее произведение.

Потом я зачитывалась романом Алексея Толстого «Хождение по мукам». Влюбилась в его героиню Дарью, очень хотела, чтобы меня звали Даша (Настоящее имя Дарьи Донцовой - Агриппина Васильева. Ред.). Потом я любила Голсуорси, «Сагу о Форсайтах». Я поняла, как ужасно, когда писатель умер и не успел дописать то, что задумал.

Писатели менялись вместе с жизнью. Очень нравились книги о животных Джеймса Хериота, Джеральда Дарелла. Было много советских и российских писателей, но сейчас мне очень хорошо с коллегами по жанру, например, с Татьяной Гармаш-Роффе. Если кто не знает, этого автора, пожалуйста, почитайте, она пишет великолепные детективные романы. Это наша соотечественница, которая вышла замуж за француза и живет во Франции.

- Вы освоили интернет, социальные сети?

- У меня есть официальная группа в сети «В контакте», там 13 тысяч моих читателей. Персональных страниц в социальных сетях у меня нет, но если набрать слова «Дарья Донцова», то вылетают сотни профилей с моим фото, но на самом деле это не я. Разве что в «Твиттере» есть аккаунт, который ведет… мой мопс Капитолина, она пишет всю правду обо мне, но я за нее не отвечаю. На самом деле она все врет.

- А как вообще поживают ваши любимые собаки?

- Мопсов у меня четверо, но появилась еще диковинная собака под названием пагль, у которой папа мопс, а мама бигль. Никогда не заводите пса такой породы, он съест у вас в доме абсолютно все. Кроме него, у меня еще есть кот, черепашка, ну и куча родственников. Иногда просыпаясь в шесть утра, я смотрю, как мои собаки вольготно спят на кровати и думаю: хорошо бы пожить мопсом.

Записал Юрий Енцов

 
 
 
Follow Us
  • Twitter Basic Black
  • Facebook Basic Black
  • Google+ Basic Black
Recent Posts

© 2023 by Glorify. Proudly created with Wix.com

bottom of page